Как уже указывалось, в ходе заполнения аутосоциограммы (или эксперимента «с домами» для дошкольников) испытуемые определяют не только свой статус, но и дают прямую оценку статуса товарищей по группе. При этом они могут приписать большинству членов группы высокий статус, проявив центростремительную установку (ЦСУ), низкий статус (ЦБУ), или фактически не проявить никакой установки» (Н), приписав высокие и низкие статусы одинаковому числу сверстников.

Мы предполагаем, что социометрические установки личности, изучение которых только начинается, связаны с рядом рефлексивно перцептивных тенденций и могут в дальнейшем стать существенной индивидуальной характеристикой отношения человека к своей группе, с одной стороны, и состояния подсистемы внутригрупповых личных взаимоотношений в целом – с другой.

 

В данной работе будут представлены результаты экспериментального исследования социометрических установок в 19 дошкольных группах (450 испытуемых), 14 старших классах (455 испытуемых); 5 группах ГПТУ (150 испытуемых) и 8 студенческих группах I курса пединститута (206 испытуемых); всего по данному циклу изучалось 46 групп (1126 испытуемых) (табл. 28).

 

Таблица 28. Распределение испытуемых по типам социометрических установок, в %

 

 

Приведенные данные могут анализироваться с нескольких точек зрения. Во первых, они позволяют охарактеризовать общую тенденцию в распределении установок. Во вторых, открывается возможность оценить реалистичность установок. В третьих, возможно сопоставление актуальных социометрических установок с ретроспективными (по студенческим группам и ГПТУ).

 

Общая тенденция для изученных возрастных групп заключается в том, что, во первых, подавляющее большинство испытуемых проявляют определенную (центростремительную или центробежную) социометрическую установку; во вторых, более половины испытуемых изученных возрастных групп обнаруживают центростремительную установку.

Для содержательной психологической интерпретации установленных соотношений следует учитывать, что на социометрическую установку испытуемого, которая представляет собой сумму оценок других членов группы, может влиять целый ряд осознаваемых и неосознаваемых аффективных факторов: представление об истинном положении членов группы, основанное на опыте реального общения и взаимоотношений; аффективное сопоставление «представления о собственном положении с представлением о положении других членов группы; эмоциональное отношение к оцениваемым членам группы и другие, возможно, не учитываемые нами переменные.