Генетически соотношение указанных структурных элементов может быть различным: с одной стороны, сверстники могут вступить в общение в результате взаимной симпатии, с другой – и это, как показывают специальные исследования, наиболее типичный путь, – сами симпатии и другие межличностные установки возникают и упрочиваются в процессе общения, возникающего в ходе общей коллективной деятельности.

Системно структурный анализ организованных коллективов неизбежно приводит к проблеме внутренних соотношений выделенных подсистем и подструктур. В психолого педагогической литературе эта проблема чаше всего обсуждается в плане соответствия и взаимодействия формальной и неформальной, официальной и неофициальной структур в коллективе. Причем оптимальное сочетание этих структур считается важным показателем уровня его развития. В обобщенном виде указанная точка зрения сформулирована А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой. «Класс, отряд, кружок, звено, – указывают они, – только тогда может считаться истинным коллективом, когда официальная и неофициальная структуры его не противоречат друг другу, когда официальные вожаки коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений, когда лидирующие группы являются носителями позитивных ценностей, когда каждый ребенок занимает благоприятное для себя положение в сфере как деловых, так и неофициальных отношений» (219, 126).

Важно отметить, что авторы имеют в виду не совпадение указанных подсистем и подструктур, и не их взаимное поглощение, которое фактически невозможно. Важнейшими показателями зрелости коллектива, эффективности его как инструмента воспитания является «сориентированность (не совпадение, а именно сориентированность) его официальной и неофициальной структур» (219, 126).

Специальное рассмотрение проблем соотношения подсистем и подструктур в коллективе не входит в задачи данной работы. Напомним лишь о том, что в результате изучения взаимодействия, структуры личных взаимоотношений и организационной структуры коллектива мы пришли к близким выводам. Мы отмечали, что в лучше организованных классных коллективах «1) актив занимает центральное положение и в структуре личных взаимоотношений; 2) между детьми активистами есть взаимные устойчивые связи; 3) дети активисты являются объектами постоянного выбора для многих одноклассников; 4) между детьми значительно больше постоянных взаимных связей; 5) дети чаще являются друг для друга объектами постоянных выборов» (153, 216). Далее подчеркивалось, что «личные отношения зависят в конечном счете от организации совместной деятельности детей, от уровня организации коллектива. Отсюда следует, что основным путем достижения соответствия между структурой личных взаимоотношений и структурой коллектива является активное формирование личных взаимоотношений на основе совместной деятельности учеников» (153, 223).


Вопросы и задания


1. Как определяет Л. И. Божович понятие «внутренняя позиция личности»?

2. Как измеряется социометрический статус личности в группе?

3. Дайте психологическую характеристику основных категорий социометрического статуса.

4. В чем различие понятий «социометрическая звезда» и «лидер»?

5. Как определить статусную структуру группы?

6. Что измеряет показатель «коэффициент взаимности»? Как его определить?

7. Что характеризует «уровень благополучия взаимоотношений»? Как он определяется?

8. Охарактеризуйте психологический смысл показателя «удовлетворенность во взаимоотношении».


Приглашение к исследованию

9. Проведите в группе социометрическое исследование. Обработайте результаты. Дайте характеристику статусной структуры, взаимности и уровня благополучия взаимоотношений. Какие факторы повлияли на выявленные вами параметры взаимоотношений?

10. Охарактеризуйте основные параметры устойчивости личных взаимоотношений.

11. Каково психологическое содержание понятия «кругов желаемого общения»?

12. Как взаимосвязаны подструктуры взаимоотношений, общения и коллектива?