Для изучения социально психологической рефлексии и перцепции нами были разработаны и использованы специальные экспериментальные методы – «Выбор в действии» и ряд вариантов аутосоциометрии.

При этом, если «Выбор в действии» в основном направлен на изучение социально психологической рефлексии, то ретроспективная и актуальная аутосоциометрия дают информацию и о социально психологической перцепции. Различные экспериментальные приемы, как выяснилось, выявляют разные аспекты социально психологической рефлексии: одни преимущественно измеряют уровень притязаний испытуемых в области личных взаимоотношений со сверстниками («Выбор в действии» и аутосоциоматрица), другие направлены на изучение их самооценки в этой области (аутосоциограмма). Такое различение оказалось необходимым, несмотря на то, что фактически уровень притязаний и самооценка личности выступают в реальной ситуации как единый психологический феномен. Это, кстати сказать, отражается и в имеющихся в нашей литературе определениях самооценки и уровня притязаний (Л. И. Божович, B. C. Мерлин, А. В. Петровский, Е. И. Савонько и др.), в которых то самооценка определяется как выражение устойчивого уровня притязаний, то уровень притязаний описывается как проявление самооценки.

Иногда считают, что основу уровня притязаний составляет «потребность в определенной удовлетворяющей человека самооценке» (273, 281). B. C. Мерлин определяет уровень притязаний через «уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек», при этом «…уровень притязаний зависит также от самооценки человеком своих сил и возможностей» (258, 90–91).

С другой стороны, М. Г. Ярошевский говорит о самооценке как о психологическом механизме, в котором «интегрируются не только представления субъекта о самом себе (не всегда осознанные), благодаря сличению собственных качеств с особенностями других людей, но и его притязания, его собственный проект самореализации» (417, 362).

Мы экспериментально различаем эти взаимосвязанные явления. Следует отметить, что впервые такое различение при изучении межличностных отношений (у умственно отсталых детей) было осуществлено в исследовании Н. Л. Коломинского, в котором для изучения уровня притязаний применялся «Выбор в действии», а для измерения самооценки – модифицированная шкала Дембо – Рубинштейна и аутосоциограмма (196).


В наших исследованиях мы приняли, что, отвечая в эксперименте «Выбор в действии» на вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе уже положил или положит картинку (открытку)?», испытуемый прежде всего обнаруживает именно уровень притязаний в области личных взаимоотношений со сверстниками. В данном случае перед испытуемым как осознанная задача выступает не общая оценка своего статуса, а перечисление фамилий сверстников, которые, как ему кажется, предпочитают его в ситуации выбора, обнаруживая, таким образом, симпатию, положительное к нему отношение.

Если считать, что число сверстников, предпочитающих испытуемого, может выступать как мерило успешности коммуникативной деятельности, то его уровень притязаний действительно может быть измерен количеством сверстников, которые, по мнению субъекта, выберут его в экспериментальной ситуации, числом ожидаемых выборов. Персональное сопоставление фамилий сверстников, от которых ожидался выбор, с фамилиями тех из них, которые его действительно выбрали, позволяет измерить другой параметр социальнопсихологической рефлексии – точность осознания отношений со стороны товарищей по группе.

Принципиально таких же результатов следует ожидать и от соответствующего аспекта аутосоциоматрицы. Получив матрицу, испытуемый должен осуществить по заданному критерию выбор не только за себя, но и за всех других членов группы. Прогнозируя выборы товарищей по группе, испытуемый фиксирует и выборы, отданные ему лично. Таким образом, здесь, как и в эксперименте «Выбор в действии», обнаруживаются оба аспекта социально психологической рефлексии: уровень притязаний в области личных отношений, измеряемый прогнозируемым числом выбравших его сверстников, и точность осознания отношений, измеряемая числом персональных совпадений, прогнозируемых и полученных выборов.