Под социально психологической перцепцией мы понимаем способность человека воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений членов группы. Следует различать интрагрупповую и интергрупповую социальнопсихологическую перцепцию. В первом случае субъект воспринимает и оценивает взаимоотношения своих товарищей по группе, взаимоотношения в группе, членом которой он сам является. Во втором случае субъект воспринимает и оценивает взаимоотношения в группе, к которой сам не относится, членом которой не является, внешней по отношению к нему.

Интергрупповая перцепция представлена в ее специфическом варианте: восприятие и оценка педагогами взаимоотношений между учениками в классе.


Интрагрупповая социально психологическая перцепция – способность человека воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений членов группы, членом которой он является.

Интергрупповая социально психологическая перцепция – способность человека воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений членов группы, членом которой он не является.



Характеристика основных показателей социально психологической перцепции


Перцептивные показатели, которые обнаруживаются в результате аутосоциометрических экспериментов, охватывают такие основные характеристики взаимоотношений, как отношения членов группы друг к другу, положение членов группы и социометрические установки. Наиболее продуктивным для изучения социально психологической перцепции оказался метод аутосоциоматрицы, который дает возможность точной количественной оценки ее основных параметров.

Как уже указывалось, на аутоматрице испытуемый производит выбор за себя и за всех других членов группы.


Перцептивный коэффициент осознанности отношений (ПКОО) – процентное отношение количества правильно угаданных выборов товарищей по группе к общему числу предсказанных выборов.

Перцептивный коэффициент осознанности положения (ПКОП) – процентное отношение числа сверстников, положение (статус) которых определено правильно, к числу членов группы.


Сравнение таких рефлексивно перцептивных и реальной эталонной матрицы позволяет получить для каждого участника опыта следующие перцептивные показатели: перцептивный коэффициент осознанности отношений (ПКОО) – процентное отношение количества правильно угаданных выборов товарищей по группе к общему числу предсказанных выборов; и перцептивный коэффициент осознанности положения (ПКОП) – процентное отношение числа сверстников, положение (статус) которых определено правильно, к числу членов группы.


Усреднение индивидуальных показателей дает возможность получить соответствующие групповые показатели по каждой группе (табл. 26). Сравнение перцептивных показателей в группах разных типов обнаруживает уже отмеченную нами при анализе рефлексивных данных тенденцию, которая состоит в повышении коэффициентов осознанности отношений и положения, связанного с длительностью существования группы. К неожиданным выводам приводит сравнение рефлексивных и перцептивных показателей: перцептивный коэффициент осознанности лишь незначительно уступает рефлексивному, а ПКОП в группах всех типов даже превосходит рефлексивный.