Первоначально в наших исследованиях эта проблема изучалась в связи с необходимостью сопоставить информацию о личных взаимоотношениях учащихся, полученную в социометрических экспериментах, с суждениями о них учителей и воспитателей. В указанном аспекте данная проблема исследуется и в зарубежной социометрии. Некоторые факты, которые были обнаружены, и новые представления о рефлексивно перцептивных интра– и интергрупповых процессах привели к переосмыслению результатов прежних и проведению новых специальных исследований.

Сопоставление результатов социометрических исследований и суждений учителей о взаимоотношениях в классе показали, что между этими данными имеется определенное соответствие, которое никогда не бывает полным.

 

ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гейдж, Левит и Стоун сравнивали суждения 103 учителей IV–VI классов с данными социометрических тестов. Учителя должны были предсказать количество выборов, полученное каждым учеником. Корреляционный коэффициент, полученный в этом исследовании (48 %), признается весьма удовлетворительным (440).

В исследовании Н. Гронланда учителя должны были ранжировать учеников по социометрическому статусу. Коэффициенты корреляции для 40 учителей колеблются в среднем от 55 до 62 % (442).

Обобщая данные ряда исследований, Н. Гронланд отмечает, что учителя имеют тенденцию переоценивать положение тех учеников, которые им больше нравятся и не нарушают школьную дисциплину. Напротив, положение учеников, которые им неприятны, тех, кто плохо приспособлен к школьной жизни, недооценивается. На субъективность суждений учителей указывают наши и другие исследования отечественных ученых (А. А. Бодалев, Ю. А. Орн и др.).

В наших исследованиях влияние «ореола» снижалось тем, что испытуемые не ранжировали учеников прямо по положению, а заполняли «перцептуальную матрицу», где отмечали выборы, которые, с их точки зрения, сделает каждый ученик класса. Далее эти данные сопоставлялись с эталонной матрицей, составленной по результатам социометрического опроса, по двум параметрам: количеству выборов (статусу) и персональному совпадению предсказанных и действительно сделанных выборов. В первом случае результат представляет собой интергрупповой коэффициент осознания положения (ИКОП), во втором – осознания отношений (ИКОО).

Результаты, полученные в наших первых исследованиях, и данные других авторов показали, что на точность суждений учителей о взаимоотношениях учащихся не оказывают влияния такие переменные, как стаж педагогической работы, продолжительность знакомства с классом и т. д. Можно было предположить, что способность педагога адекватно судить о взаимоотношениях в классе связана с индивидуальными особенностями в области интергрупповой социально психологической перцепции, с его социально психологической наблюдательностью.