Что касается учета внутрисоциометрических показателей, то здесь следует прежде всего иметь в виду очередность социометрического выбора и его взаимность. Как показывают сделанные нами сопоставления, вероятность совпадения социометрического выбора и реального общения находится в континууме, где наибольшей степени совпадения следует ожидать в случае взаимного первого выбора, а наименьшей – в случае невзаимного последнего по очередности выбора.

Определенный интерес в связи с обсуждаемой проблемой представляют результаты сопоставлений суждений педагогов о взаимоотношениях в группе сверстников с данными социометрических опросов, к обсуждению которых мы обратимся при изложении экспериментальных материалов. Подводя итог обзора, отметим, что и теоретические и экспериментальные данные свидетельствуют о том, что социометрические методы дают адекватную информацию о личных взаимоотношениях в малой группе, которая совпадает с результатами прямых наблюдений в той мере, в какой межличностные установки реализуются в поведении испытуемых.



Вопросы и задания


1. Что выявляет социометрический тест?

2. Как достигается объективность, валидность и достоверность в социометрическом исследовании?

3. Как проверяется надежность результатов социометрического исследования?

4. От каких факторов зависит стабильность социометрических данных?

5. Что определяет силу социометрического критерия?

6. Чем отличаются общие и частные социометрические критерии?

7. Почему следует с осторожностью использовать отрицательные критерии?

8. Сравните параметрическую и непараметрическую социометрию. Какой из них вы отдаете предпочтение? Почему?

9. В чем суть экспериментов типа «Выбор в действии»? Каков порядок их проведения?

10. Чем отличаются аутосоциометрические тесты от обычных социометрических?

11. Какие показатели осознания и переживания личностью своих взаимоотношений с окружающими позволяет получить аутосоциометрический тест?

12. Составьте план проведения социометрического и аутосоциометрического исследования в конкретной группе (детский сад, школа и т. д.). Дайте психологическое обоснование его формы, критериев, этапов.

13. Как проводится эксперимент с применением аутосоциограммы?

14. Как проводится эксперимент с применением аутосоциоматрицы?

15. Как представляются и обрабатываются результаты аутосоциометрических экспериментов?

16. Как определяется реальный и воображаемый (рефлексивный) статус испытуемых?

17. Что такое социометрическая установка? Как она определяется?

18. Как установить уровень социально психологической наблюдательности личности?

19. Как соотносится социометрические картина взаимоотношений и результаты прямых наблюдений за процессом общения? В чем причина их несовпадения?