На основе выборов, обозначенных на индивидуальных AM, строится эталонная матрица (ЭМ) для данной группы, которая представляет собой обычную реальную социометрическую матрицу, где обозначаются реальные статусы членов группы и ее общая статусная структура, взаимные выборы, реальный коэффициент взаимности и т. д.

Далее на индивидуальные AM на верхние линии клеток наносятся реальные выборы, действительно сделанные членами группы. Если предположение автора AM о выборах того или иного товарища по группе оказывается верным, обозначения совпадут. Точно так же совместятся обозначения взаимных выборов. В суммирующих графах таблицы на первой линии клеток обозначаются реальные статусы испытуемых, а на второй – статусы, предсказанные автором матрицы. К первым относятся данные об уровне притязаний личности в области личных взаимоотношений, которая по результатам эксперимента может быть оценена по ряду параметров: самооценка социометрического статуса, точность персонального совпадения, «коэффициент осознанности отношений» и точность прогнозирования взаимности отношений.

По ряду параметров может быть оценена и социально психологическая перцепция (наблюдательность) испытуемых.

К ним относится коэффициент осознанности отношений (КОО) в группе, исчисляемый по формуле:



Например, испытуемый нанес на AM 70 выборов, из которых 35 были действительно сделаны (это видно из совмещения AM и ЭМ). В этом случае его КОО в группе равен 50 %.

Коэффициент осознания статусной структуры группы (коэффициент осознания положения – КОП) исчисляется по следующей формуле:



К показателям социально психологической перцепции (наблюдательности) можно отнести и коэффициенты, измеряющие точность прогноза взаимности выбора.

Суммирование индивидуальных показателей дает возможность найти групповые показатели различных параметров социально психологической рефлексии и социально психологической перцепции (наблюдательности).

К группе методов, направленных на изучение личностных аспектов взаимоотношений, относятся специальные приемы исследования мотивационных аспектов выбора и влияния педагога на взаимоотношения внутри группы сверстников.

Существенной проблемой при использовании социометрических и аутосоциометрических процедур является вопрос об их воздействии на объект исследования – личные взаимоотношения между членами группы. Некоторые пока еще разрозненные данные свидетельствуют о том, что социометрический, а особенно аутосоциометрический тест не только диагностирует взаимоотношения, но и определенным образом влияет на них, обладая терапевтическим эффектом. Опросы, которые мы провели в студенческих группах после социометрических и аутосоциометрических опытов, показали, что участие в них побуждает испытуемых к последующему анализу своих отношений с товарищами, ставит перед ними проблему своего положения в группе и нередко стимулирует корректирование собственного поведения. В связи с этими предварительными наблюдениями следует, как нам кажется, в дальнейшем поставить вопрос об использовании социометрических и аутосоциометрических приемов не только для диагноза, но и в целях оптимизации межличностных отношений.